Представьте себе мир, в котором вы можете сидеть на одном диване с другом, который живет за тысячи миль от вас, или представить себе виртуальную версию своего рабочего места на пляже.
Добро пожаловать в метавселенную: видение будущего, которое звучит фантастически, но на которое технические титаны, такие как основатель Facebook Марк Цукерберг, делают ставку, как на следующий большой скачок в эволюции Интернета.
Метавселенная, по сути, является предметом научной фантастики: этот термин был придуман Нилом Стивенсоном в его романе 1992 года «Снежный сбой», в котором люди надевают гарнитуры виртуальной реальности, чтобы взаимодействовать внутри игрового цифрового мира.
Книга уже давно пользуется культовым статусом среди предпринимателей Кремниевой долины, но в последние месяцы метавселенная стала одним из самых модных словечек в технологическом секторе, и компании вкладывают миллионы долларов в ее разработку.
В понедельник Facebook подогревал ажиотаж, объявив о создании новой команды для работы над видением Цукерберга метавселенной.
«Это будет действительно большая часть следующей главы для технологической индустрии», — сказал Цукерберг на прошлой неделе техническому веб-сайту The Verge. Он предсказал, что в следующие пять лет Facebook перейдет от «в первую очередь социальной сети к компании метавселенной».
Как и в случае со многими техническими модными словечками, определение метавселенной зависит от того, кого вы спрашиваете. Но в широком смысле это означает смешение физического мира с цифровым.
С помощью очков дополненной реальности вы можете увидеть информацию, которая проносится перед вашими глазами, пока вы гуляете по городу, от обновлений о пробках и загрязнениях до местной истории.
Но энтузиасты метавселенной мечтают о будущем, в котором идея может быть расширена намного дальше, позволяя перенести нас в цифровые настройки, которые кажутся реальными, такими как ночной клуб или вершина горы.
Поскольку рабочие устали от видеоконференций во время пандемии, Цукербергу особенно нравится идея, что коллеги могут быть собраны вместе в виртуальной комнате, в которой им кажется, что они находятся лицом к лицу.
Цифровые казино и сумки Gucci
Игры, в которых игроки попадают в захватывающие цифровые миры, дают представление о том, как может в конечном итоге выглядеть метавселенная, размывая виртуальные развлечения и реальную экономику.
Еще в начале 2000-х игра Second Life позволяла людям создавать цифровые аватары, которые могли взаимодействовать и делать покупки за реальные деньги.
Совсем недавно участки земли в Decentraland — виртуальном мире, где посетители могут смотреть концерты, посещать художественные галереи и играть в казино — были проданы за сотни тысяч долларов в криптовалюте MANA.
Чрезвычайно популярная видеоигра Fortnite также распространилась на другие виды развлечений: в прошлом году 12,3 миллиона человек вошли в систему, чтобы посмотреть выступление рэпера Трэвиса Скотта. Epic Games, владельцы Fortnite, заявили в апреле, что недавно привлеченное финансирование в размере 1 миллиарда долларов будет использовано для поддержки их «видения метавселенной».
А на Roblox, игровой платформе, популярной среди детей, цифровая версия сумки Gucci была продана в мае более чем за 4100 долларов — больше, чем стоила бы физическая версия.
Кэти Хакл, технический консультант, консультирующий компании по метавселенной, сказала, что следующему поколению больше нравится идея придавать реальный смысл виртуальному опыту и объектам.
«Мой первый концерт был на стадионе. Первый концерт моего сына был (американский рэпер) Lil Nas X на Roblox. Просто потому, что это произошло в Roblox, это не сделало его менее реальным для него», — сказала она.
Волнующий или антиутопический?
Хакл отвергает антиутопическое видение виртуального мира, представленное в «Снежной аварии», куда люди уходят, чтобы спастись от ужасов реальности, идея, которая возникла два десятилетия спустя в романе и фильме Стивена Спилберга «Первый игрок наготове».
Она также не думает, что метавселенная обязательно предполагает, что все будут закрывать глаза своим соседям с помощью гарнитур виртуальной реальности круглосуточно.
Facebook вложил значительные средства в технологии, которые позволяют людям чувствовать себя физически где-то еще, например, в устройства для видеосвязи Portal, гарнитуры Oculus и платформу виртуальной реальности Horizon.
Но даже Цукерберг признал, что существующие гарнитуры виртуальной реальности «немного неуклюжи» и требуют гораздо большей доработки для описанного им опыта.
Технический аналитик Wedbush Майкл Пахтер сказал, что трудно предсказать, сможет ли Facebook действительно превратиться в «компанию метавселенной» за пять лет.
«Но у них определенно есть огромное преимущество в том, что каждый день в систему входит один миллиард человек», — сказал он. «Если они предлагают варианты развлечений, скорее всего, они добьются успеха».
Будьте в курсе в удобном формате, присоединяйтесь: TG-канал и ВК